Наша школа

Дайджест. Февраль 2018г.

В столичном Департаменте образования предложили альтернативу ЕГЭ

С предложением использовать в будущем электронную биографию вместо ЕГЭ выступил глава московского департамента образования Исаак Калина. Новая система предполагает сбор и хранение данных о достижениях ученика на протяжении всего периода обучения в виде электронной биографии.

Он заявил, что в случае объединения всех современных технологий в единое целое, потребности в одноразовой проверке знаний в форме экзаменов не будет. Он уверен, что через несколько лет не будет никаких технических препятствий для завершения школьного образования подобным образом. Написанием последней контрольной работы учащийся будет завершать «этап многолетнего непрерывного формирования своей электронной биографии».

И. Калина назвал преимуществом этого подхода тот факт, что в течение всего периода обучения школьники и учителя не будут работать только с одной единственной целью – получить высокий итоговый балл. Вместо этого они будут уделять больше сил и внимания планомерной работой над собой и развитием поведенческих и творческих навыков. Единственным условием успеха такого подхода глава столичного департамента назвал качественную работу системы во всех регионах РФ.

На данный момент электронная биография уже применяется в Москве при аттестации директоров школ и включает такие данные, как информацию о работе, достижениях учащихся, нарушения, действиях финансового характера и прочее.
Между тем, в Рособрнадзоре заявили, что в 2018 году роль общественных наблюдателей на ЕГЭ будут выполнять около 7 тысяч студентов. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, обучающиеся вузов представляют собой наиболее мотивированных, энергичных и объективных наблюдателей, которые контролируют не только само качество проведения ЕГЭ, но и возможные технические нарушения. Напомним, что в 2018 году досрочный этап состоится с 21 марта по 11 апреля. Основная волна начнётся 28 мая. Школьники начнут прохождение испытаний со сдачи экзаменов по информатике и географии. Участниками основного периода ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей станут около 5 тысяч человек. На время проведения досрочного периода будет дополнительно набрана ещё 1 тысяча человек.

Московские школьники смогут участвовать в составлении своих учебных планов

Кроме того, у учеников появится возможность изучать интересующие их предметы в соседних школах и технопарках. В московских школах планируется внедрить систему «ПОТОК», которая позволит школьникам участвовать в составлении своих учебных планов, изучая предметы в соседних заведениях и технопарках. Об этом 2 марта сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем персональном блоге, комментируя пункты послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию от 1 марта, касающиеся системы образования. Стратегия развития образования в столице будет включать в себя внедрение системы «ПОТОК» — «Персональной образовательной траектории в открытых коллективах». Она позволит школьникам составлять учебный план, исходя из личных предпочтений и рекомендаций учителей. Сергей Собянин мэр Москвы.
«Сделать учебные планы гибче, дать возможность ученикам изучать интересующие их предметные только в своем классе, но и в соседней школе, технопарке или, например, в спортзале», — охарактеризовал мэр данную систему.
Также планируется внедрить систему «РОСТ» — «Распределенное оценивание в системе талантов», которая позволит освободить учителей от сложной задачи объективной оценки результатов своих учеников. Каждое достижение в профессиональной подготовке, на олимпиадах, в кружках и спорте будет складываться в «копилку» — итоговое портфолио выпускника.
Сергей Собянин мэр Москвы Стратегия также будет включать поддержку учителей, в том числе достойную оплату их труда, рассказал мэр, подчеркнув необходимость освободить педагогов от прохождения аттестации, многочасовой проверки тетрадей и «прочей рутины». В работу над стратегией включатся пользователи приложения «Активный гражданин», инициативная группа директоров школ и сами родители учеников. «Необходимо максимально широкое обсуждение, дискуссия, проведение массового масштабного краудсорсинга — поиска и отбора самых интересных и реализуемых идей», — добавил Собянин.
Президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию, которое состоялось 1 марта, отметил, что новые программы обучения должны учитывать реалии цифровой эпохи. Глава государства подчеркнул, что нужно переходить к новым индивидуальным технологиям обучения, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.

Какие признаки выдают хорошую школу?

Беспокойные дни у мам и пап будущих первоклашек начинаются не в сентябре. Уже сейчас они стоят в очередях, иногда сутками, чтобы записать детей в школу. Те, кто еще не определился, изучают районные форумы и ходят на дни открытых дверей. Рассказываем о том, на что нужно обращать внимание при выборе, и о том, как отличить хорошую школу от не очень хорошей.

Убедитесь, что программа обучения подходит именно вашему ребенку
Для начальной школы, помимо стандартных, есть много экспериментальных систем, а также внутришкольных и авторских программ, которые учителя разрабатывают самостоятельно. Узнайте заранее о плюсах и минусах каждой программы, чтобы понять, подходит ли она вашему ребенку.
Часто родители выбирают школу с углубленным изучением иностранных языков просто потому, что языки востребованы, однако ребенок может оказаться к их изучению не готов. Помните – вы еще успеете перейти в специализированную школу в средних классах.
Погуляйте по коридорам, проникнитесь атмосферой
Есть ли в школе современное оборудование, собственные спортивные площадки, налажен ли пропускной режим, достойная ли система питания? Судить только по фасаду не стоит: далеко не всегда внешняя скромность говорит о том, что в самой школе плохие условия.
Сходите на День открытых дверей в нескольких школах. Не стесняйтесь осмотреть раздевалки, санузлы, столовые, классные комнаты.
Постарайтесь проникнуться атмосферой школы, просто пару раз пройдясь по ее коридорам. Вы услышите, как общаются между собой дети и учителя, посмотрите на обстановку. Хорошая, доброжелательная атмосфера всегда чувствуется – так же, как и напряженность в воздухе.
Погуляйте по территории школы. Хороший знак, если и после занятий на территории школы много детей и они не торопятся расходиться, продолжая общаться.
Не гонитесь за престижем
В некоторые школы попасть труднее, чем в самые популярные вузы. Однако какой бы престижной и желанной ни была школа, главное, чтобы в ней было хорошо вашему ребенку. Родительские амбиции здесь вряд ли уместны. Если ребенку с трудом дается обычная программа, едва ли он будет чувствовать себя комфортно в гимназии с углубленным изучением чего бы то ни было.

Читайте отзывы в интернете, но не стесняйтесь и личной беседы. Поговорите с учениками и родителями в школе, которая вам симпатична. Найти их несложно: чаще всего мамы-папы, бабушки и дедушки встречают младшеклассников после уроков. Неплохой показатель, если в школе учится много братьев и сестер. Родители бы не отдали младшего ребенка туда, где совсем не понравилось старшему.
Выбирайте первого учителя
Некоторые родители предпочитают выбирать не школу, а учителя. Личность первого педагога определяет многое. Важно, чтобы он смог найти подход к детям. Если ваш ребенок застенчив, ему будет комфортнее с учителем, обладающим мягким стилем общения. Однако даже более строгий стиль не предусматривает эмоциональной закрытости. Важно, чтобы педагог был готов слышать детей и приходить на помощь в нужный момент.
Во время Дня открытых дверей познакомьтесь с учителями, которые будут набирать первоклашек. Не исключено, что вы сами сможете выбрать педагога, который быстрее найдет общий язык с вашим ребенком, и записаться к нему в класс.
Для обычного ребенка, у которого все в порядке с интеллектом, сильная программа не так важна. Важнее – адаптация к школе, принятие ее правил. Это возможно только с правильным педагогом. Он должен быть лояльным и не строгим. Педагог не должен гнаться за планом, не видя личности ребенка. В норме ребенок изначально хочет и готов учиться, но сама система это желание отбивает.
Светлана Клюваева
Психолог, директор Клуба детской психологии «Сердечко»
Не сбрасывайте со счетов новые школы
На форумах жителей новостроек часто разворачиваются баталии по поводу выбора школы: кому-то ближе только что открывшиеся учебные заведения с самым современным оснащением, кому-то – школы с историей. Ориентироваться лучше на коллектив преподавателей, а не на то, пять лет этой школе или пятьдесят. Например, в новых школах есть шанс попасть в коллектив учителей, которые поставят перед собой новые амбициозные задачи.

Пять признаков хорошей школы
О том, что выдает хорошую школу, нам рассказал Ефим Рачевский, директор Центра образования №548 «Царицыно».

  • Школа должна быть информационно открытой. Хорошо, если у нее есть сайт не просто с информацией о рейтингах, а с интересными вещами. В идеале на нем вы должны увидеть возможность диалога между школой и родителями.
  • Обратите внимание на статистику. Например, в Москве уже нет школ, работающих отдельно от детских садов. Посмотрите, какой процент детей родители отдают из конкретного садика в конкретную школу. Если туда идут 50 детей из ста – школа не так хороша. Если большинство – смело ведите туда ребенка.
  • Обратите внимание на запах: в хорошем учебном заведении точно не будет пахнуть туалетом. Я убежден, что школа, которую плохо убирают, нельзя назвать хорошей.
  • Школьные стены должны «говорить». Если с них на вас смотрят только портреты ученых или они завешаны скучными информационными плакатами, то это очень и очень грустно. На школьных стенах должны быть объявления о мероприятиях, походах, кружках, событиях.
  • Обратите внимание на самих школьников. Если дети, не зная вас, здороваются с вами – это хорошая школа. Если дети при этом смотрят вам в глаза, то это очень хорошая школа.