Наша школа

Система тестирования и опроса учащихся

Коваленко В.В. https://infourok.ru/ Система тестирования и опроса учащихся

 Цели проекта:

  1. Сокращение временного ресурса на проведение опроса учащихся и максимизация охвата опрашиваемых учеников за счет создания системы тестирования по технологии WEB (сайт в интернете) с использованием смартфонов самих учащихся, либо в медиатеке школы на персональных компьютерах.
  2. Вырабатывание привычки у учащихся использовать свои смартфоны на только для игр и общения в соцсетях, но и в учебных целях.
  3. Приобщение учащихся к проведению опросов в формате ОГЭ/ЕГЭ.
  4. Экономия печатной бумаги и тонера принтера для распечатки тестов.
  5. Удобство хранения в электронном виде как самих тестов, так и результатов тестирования.

Продуктом проекта является система тестирования и опроса учащихся, которую так же можно было бы использовать для анкетирования и опроса учащихся, а также сотрудников фирм, и в принципе, любых групп людей. 

Задачи:

  1. Анализ существующих аналогичных систем;
  2. Разработка концепции системы;
  3. Выбор платформы и языка программирования;
  4. Разработка объектной модели и структуры базы данных;
  5. Тестирование и внедрение;

Ожидаемые результаты и продукт проекта.

Результатом проекта является действующая система, представляющая собой сайт, в основе которого работает интернет-приложение, позволяющее регистрироваться в системе учителям, преподавателям, и любым инициаторам тестирования или опроса, создавать в ней классы и группы учащихся (школьников, студентов), или группы для анкетирования и опроса, создавать библиотеку тестов, включающую вопросы, ответы на них для возможности выбора, анализировать ответы.

Введение.

Использование автоматизированной системы тестирования учащихся в учебном процессе имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами опроса и тестирования учеников, а именно:

  1. Позволяет быстро (за 10-15 минут) провести опрос по текущей теме не двух- трех учащихся, а весь класс сразу, что резко увеличивает наполняемость оценок в классе, дает представление всем ученикам об их текущих знаниях по изучаемой теме;
  2. Проводить проверочные и контрольные работы в виде тестов, при этом не тратить время на проверку тетрадей, выполняя рутинную работу и исключая ошибку при проверке;
  3. Данный способ опроса приучает детей к формату ОГЭ/ЕГЭ.
  4. Учащиеся во время работы могут использовать свои собственные смартфоны. Таким образом, они привыкают их использовать не только для игр и общения в соцсетях, но и в учебных целях.

Конечно, не все проверочные и контрольные работы, и не все опросы можно и нужно автоматизировать. Например, решение сложных физических задач, а также выполнение лабораторных работ должно проводиться с соответствующим оформлением в тетради. Поэтому задача учителя – найти оптимальное сочетание проведения традиционного письменного или устного опроса, и использования автоматизированной системы тестирования и опроса.

Сегодня в интернете существуют системы, которые предоставляют возможность учителям и преподавателям проводить тестирование, а также проверочные и контрольные работы в своих классах и группах, и задавать домашние задания. Однако, поработав практически с некоторыми из них, обнаружились определенные недостатки, заключающиеся в неудобстве использования тех или иных возможностей системы, а иногда и в невозможности их использования для объективного оценивания знаний учащихся.

Анализ существующих систем

Сайт https://www.plickers.com предоставляет возможность пользователю зарегистрироваться, после чего создать свои классы, добавить в них учащихся. Далее можно создавать библиотеки вопросов, в т.ч. с использованием картинок, и варианты ответов на них. Вариантов ответов может быть четыре. Далее, этот сайт использует технологию QR- кодов для ответов учащихся. Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с QR- кодом, каждая из четырех сторон которого обозначена буквой A, B, C и D. Учитель с помощью своего телефона, на котором запущена программа Plickers, взаимодействующая с сайтом, высвечивает на интерактивной доске вопрос с вариантами ответов на него. Ученик выбирает правильный ответ, после чего поднимает свою карточку той стороной вверх, буква которой соответствует правильному ответу. Учитель считывает карточки своим телефоном, и сразу может видеть статистику ответов.

Сайт https://kahoot.com обладает похожими возможностями по регистрации учителей и вводу учащихся и вопросов, но при этом для ответов учащиеся используют свои собственные смартфоны.

Основные недостатки данной технологии заключаются в следующем.

  1. Поскольку текущий вопрос высвечивается на интерактивной доске, то он, естественно, является общим для всех тестируемых в данный момент времени. Варианты ответов так же высвечиваются на доске, и так же общие для всех. В результате во время тестирования очень просто кому-то из учащихся осуществить подсказку (каким-то знаком, или просто вслух), а остальным просто воспользоваться этой подсказкой. Практика работы с этими системами показала, что некоторые учащиеся даже не пытаются самостоятельно найти правильный ответ, а просто ожидают подсказки. Результаты таких тестирований могут носить необъективный характер, и, соответственно, зачастую не могут быть использованы для выставления оценки за тест. А раз так, то и само проведение тестирования по этой технологии теряет смысл.
  2. Режим ответа – только выбор одного из трех-четырех предлагаемых вариантов ответов. Нельзя, например, реализовать выбор двух правильных ответов из пяти вариантов. Нельзя реализовать ответ в виде введенного числа, или текста.
  3. Текущий вопрос, высвеченный на интерактивной доске, как уже говорилось, общий для всех, хотя время на ответ для разных людей на этот вопрос требуется разное, а значит, технология не позволяет учащимся определять свой собственный темп работы.
  4. Практика показала, что эти сайты часто работают медленно, «зависают», а иногда просто надо перезапустить сайт, что во время проведения тестирования крайне неудобно. На сайте Plickers, например, это иногда приводит к пропуску текущего вопроса.
  5. Эти технологию нельзя использовать для самостоятельной подготовки, и для домашних работ, т.к. они рассчитаны только для работы в классе во взаимодействии с учителем.

Вышеописанные сайты не предоставляют готовых библиотек вопросов и ответов, т.е. по своей сути являются платформой, не связанной с предметной областью, и потому универсальной.

Сайт https://www.yaklass.ru (ЯКласс), в отличие от вышеописанных, предоставляет готовую библиотеку вопросов по всем основным школьным предметам и для разных параллелей. В нем содержится так же и учебный материал, позволяющий учащимся самостоятельно готовиться дома. Он позволяет создавать работы из готовых вопросов по теме предмета и публиковать их, например, в виде прикрепленного ресурса прямо в домашнем задании электронного журнала «элжур». Данный ресурс реализует различные типы ответов – от выбора одного из нескольких вариантов до ввода чисел и текста. Сайт удобен для выполнения домашних работ, а также для исправления контрольных и проверочных работ. Я его использую именно для этой цели. Его преимущество заключается в том, что, например, в задачах по физике в условии для разных учащихся могут быть различные значения, что если не исключает полностью, то уменьшает вероятность прямого списывания, но вопрос списывания полностью не решает. Использовать этот ресурс в классе на уроке для проведения контрольной, или проверочной работы неудобно из-за не совсем удачной реализации регистрации учеников. Хотя она интегрирована в электронный журнал, но практика показала, что с привязкой к классам учеников происходит путаница. Из-за этого неудобно выискивать учеников, выполнивших свою работу, а те, кто вошел автономно, а не через электронный журнал, вообще в список выполнивших работу не попадают.

Вопрос сложного администрирования касается и ресурса «Мобильная электронная школа».

Подобные сайты требуют централизованного администрирования учеников, привязки их к классам, а классов – к конкретной школе. А ресурсов в школе для централизованного администрирования подобных вещей обычно нет.

Общие недостатки внешних систем:

1.Платный доступ в некоторые из них – для учителя или для образовательного учреждения в целом. На некоторых из них платный доступ затрагивает и учащихся.

2.Негибкость, т.е. невозможность внедрять улучшения по запросам пользователей- учителей и преподавателей.

Требования к проектной системе.

Разрабатываемая система должна отвечать следующим требованиям:

1.Обеспечивать индивидуальную регистрацию пользователей (учителей, преподавателей), с вводом фамилии, имени, логина, пароля, адреса электронной почты.

2.Позволять пользователям (учителям) создавать свои собственные классы и группы, добавлять в них, удалять и изменять учеников.

3.Создавать свою собственную библиотеку работ, внутри которых создавать вопросы, привязывать работы к классам (группам).

4.Вопросы должны поддерживать несколько типов ответов:

  • Выбор одного ответа из четырех;
  • Выбор нескольких ответов из списка ответов (по аналогии с ОГЭ, ЕГЭ), например, выбрать два правильных ответа из пяти;
  • Ввод численного значения – для решения задач;
  • Ввод текста – численного значения или развернутого ответа на вопрос;

5.В вопросах должны поддерживаться картинки.

6.Для ответов на вопросы учащиеся могут использовать свои собственные смартфоны или планшеты, либо -ноутбуки, которыми частично или полностью должен быть обеспечен класс. Также можно для контрольной работы воспользоваться медиатекой школы.

7.Система должна вопросы ученикам выводить в случайном порядке. Ответы на вопросы тоже выводить в случайном порядке. Это в совокупности полностью исключит возможность прямого списывания или общей подсказки.

8.Позволять формировать количество вопросов в тесте для проверочной работы не в полном объеме, а ограниченное количество.

9.Позволять устанавливать время начала работы и продолжительность работы в минутах.

10.Автоматически вычислять баллы по правильным ответам, вычислять процент правильных ответов, переводить проценты в оценку для журнала.

11.Позволять сохранять тест в формате PDF и распечатывать вопросы теста.

12.Вести журнал ответов учащихся, выводить на экран результаты конкретного теста по выбранному учащемуся.

13.Иметь обратную связь с пользователями системы для мониторинга ошибок, регистрации замечаний и пожеланий пользователей.

При пользовании системой можно обеспечить самостоятельную подготовку учащихся к предстоящей проверочной или контрольной работе. Для этого можно предоставить ученикам доступ к работе, чтобы они могли тренироваться без записи их результатов в базе данных.

Систему можно использовать и для выполнения домашней работы.

Система должна быть надежной и быстрой.

И, наконец, система должна быть простой и интуитивно понятной в использовании, чтобы не требовалось проводить специальные обучения и вебинары, как, например, для системы «Мобильная электронная школа».

Аппаратно-программная платформа.

Система реализуется по технологии Microsoft ASP.Net. Язык программирования серверной части - c#, клиентской части - JavaScript. СУБД - SQLSERVER Express. WEB-сервер - IIS.

Система может быть развернута на школьном сервере.

Доступ учащихся к системе на уроках в основной массе осуществляется через их собственные смартфоны. Для предоставления доступа в интернет классы, использующие систему, целесообразно оснастить локальными беспроводными точками доступа WiFi. Для учащихся, у которых нет своего смартфона, классы необходимо оснастить несколькими ноутбуками (5-10 шт.)., которые могут быть "приходящими".

Этапы разработки и сроки реализации.

Разработка системы происходит поэтапно:

1.Реализация функционального наполнения: 

  • Реализация формы регистрации пользователей - учителей, преподавателей, инициаторов опроса.
  • Реализация классов и групп, добавление, редактирование и удаление учащихся, привязка учащихся к классам.
  • Реализация папок для хранения библиотеки вопросов. Каждый пользователь должен иметь возможность создавать свои собственные библиотеки.
  • Реализация вопросов с привязкой к папке библиотеки. Вопросы должны поддерживать картинки.
  • Реализация ответов на вопросы. На начальном этапе разработки реализуется наиболее популярный тип ответов - выбор одного варианта из четырех возможных.
  • Реализация доступа учащихся к конкретной работе (библиотеке вопросов). Вопросы и варианты ответов учащиеся получают в случайном порядке.
  • Реализация записи в базу данных ответов учащихся на вопросы теста.
  • Реализация обработки ответов учащихся с вычислением процента правильных ответов и расчета оценки за работу для выставления в школьный журнал.
  • Реализация "обратной связи" пользователей.

2.Тестирование, отработка ошибок.

3.Разработка дизайна сайта.

4.Развертывание системы на сервере школы. На первом этапе - без выхода в интернет, т.е. для внутреннего использования заинтересованными учителями школы. В дальнейшем - с выходом в сеть интернет, для предоставления доступа всем заинтересованным пользователям.

5.Анализ информации "обратной связи". Доработка системы по выявленным ошибкам и пожеланиям пользователей.

6.Реализация других типов ответов:

  • Выбор двух правильных ответов из пяти предложенных;
  • Ввод числа как результата решения задачи;
  • Ввод текста - для развернутого ответа или анкетирования.

Сроки реализации системы зависят от количества свободного времени разработчика, т.к. система разрабатывается в свободное от работы время. При благоприятном стечении обстоятельств, этап 1 (функциональное наполнение) в полном или частичном объеме может быть реализован до 30.09.2018г.  Дальнейшая доработка и отработка ошибок может происходить после начала опытной эксплуатации системы. Реализация полнофункционального рабочего варианта с законченным дизайном - не менее года с момента начала опытной эксплуатации.