Наша школа

Реализация проекта «Инженеры будущего «со школьной скамьи»

Центр образования «Кудрово» представляет опыт реализации проекта «Инженеры будущего "со школьной скамьи" по модели «Школа-технопарк "Кудрово" в условиях сетевого партнерства: школа – вуз (успо) – предприятия»,  ориентированного на решение государственной задачи по подготовке востребованных инженерных кадров в соответствии с последним достижениям науки и техники, согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Указом Президента РФ № 642 от 01.12.2016 г.. 

Площадкой для реализации Проекта стала наша средняя общеобразовательная школа во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области 2016 года постройки, которая со дня основания была задумана как Центр образования «Кудрово» (ЦО «Кудрово»), представляющий собой школу-комплекс, включая 3 отделения: дошкольное образование; общее образование – с 1-го по 11 классы; отделение дополнительного образования.

Это такой центр, где можно учиться, заниматься спортом, творчеством и разнообразной интеллектуальной и практической деятельностью инженерно-технической направленности. Кроме того, на его базе создан Региональный сетевой ресурсный центр развития образования Ленинградской области «Школа-технопарк «Кудрово» (РСРЦРО ЛО «Школа-технопарк «Кудрово»), объединивший ресурсы ЦО «Кудрово, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», как непосредственного участника реализации образовательных программ, и потенциальных работодателей. К РСРЦРО ЛО «Школа-технопарк «Кудрово» в сетевом формате подключены 18 образовательных организаций - сетевых партнеров, по одному в каждом муниципальном образовании Ленинградской области.

Инновационный опыт реализации Проекта подтверждает тот факт, что будущая инженерная элита нашей страны сегодня учится в школе, поэтому специалистов «профессий будущего», которые будут востребованы через 20 лет, уже сегодня готовят в «Школе-технопарк «Кудрово» при участии СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Содержание деятельности в рамках Проекта ориентировано на реализацию школьниками стандартов общего образования ФГОС ООО, СОО, инженерного образования CDIO (проектирование, разработка, производство, применение), а также на формирование компетенций, на основе которых проводятся соревнования «Профессионалы».

В основе реализации Проекта лежит взаимодействие участников-партнеров, включая представителей бизнес-сообщества. Ключевой элемент Проекта - Матрица НТИ, который определяет логику формирования взаимодействия между всеми его участниками.

Цель проекта: Подготовка национально-ориентированного кадрового резерва инженерно-технической направленности в интересах экономики Российской Федерации в соответствии с государственной политикой, начиная «со школьной скамьи», на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях интеграции ресурсов: школа–впо (успо)–предприятия и применения инновационных (в том числе сетевых) технологий реализации образовательных программ. В рамках поставленной цели определены соответствующие задачи Проекта, участники и целевые группы, обеспечивающие реализацию поставленных задач.

Инновационность: В Проекте реализуется принцип интеграции общего и дополнительного образования школьников с проектной деятельностью обучающихся, что позволяет на ранней стадии (средние и старшие классы) предоставить каждому из них индивидуально проявить творческие способности и осознано выбрать будущую профессию в приоритетных направлениях научно-технического развития и подготовиться к реальному участию в научно-техническом прогрессе.

Инновационный тренд также находит отражение в механизме реализации инженерного образования в рамках модели «Школа-технопарк», представляющего собой способную к развитию и трансформации под воздействием различных факторов (вызовов) систему аналитически обоснованных и взаимосвязанных между собой управленческих действий в условиях социального партнерства и использования инновационных технологий, включая сетевые, интерактивные и др.

Практическая значимость Проекта в интеграции системы образования и промышленности, бизнеса, сконцентрированные ресурсы которых распределенные между организациями – сетевыми партнерами, используются для социально-экономического и социокультурного развития территорий, перспективного формирования кадрового потенциала экономики Ленинградской области и Российской Федерации.

Проект реализуется в сетевом формате, и на примере одного субъекта (Ленинградская область) подтверждена возможность тиражирования апробированных организационных и методических решений для других субъектов РФ по реализации государственных задач с учетом особенностей их экономического уклада и перспектив социально-экономического развития.

Результаты реализации Проекта

Системный результат Проекта видится в том, что в ходе его реализации смоделирована такая педагогическая и организационная система, которая отвечает тенденциям развития государства и общества, позволяет достичь равновесие интересов участников подготовки школьников к продуктивному участию в научно-техническом прогрессе.

  1. Рост вовлеченности обучающихся МОБУ «Центр образования «Кудрово» в реализацию дополнительного образования инженерно-технической направленности и участие в научно-техническом творчестве:

- в целом системой дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностями в лабораториях, созданных и функционирующих на базе Центра образования «Кудрово» при участии СПбГЭТУ «ЛЭТИ», охвачено 23,9% обучающихся, что на 1,9 % больше, чем заявлено в национальном проекте «Образование» на 2022 (22,0%) и на 3,4% выше фактического показателя охвата 2021 года – 20,5 %.

2. Активная занятость школьников Ленинградской области в проектной и научно-исследовательской деятельности, результаты которой презентуются в рамках различных соревнований, включая Чемпионаты «Профессионалы» различного уровня, конкурсов, конференций и др. Отмечается, к примеру, что во Всероссийской научно-практической конференции «ИТШ 777-ЛЭТИ» численность участников из Ленинградской области составляет от 25,0 % до 30,0%.

  1. Повышение числа школьников Ленинградской области, использующих ресурс Школы-технопарк «Кудрово» для индивидуального развития в профильном обучении инженерно-технической и технологической направленностей.

Среднегодовой охват школьников Ленинградской области - участников различных мероприятий, реализующих свои интересы в научно-техническом творчестве в рамках мероприятий, проводимых с использованием ресурса сетевого партнерства: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» - Центр образования «Кудрово» на площадках Центра образования «Кудрово» и площадках образовательных организаций – сетевых партнеров Центра образования «Кудрово» в муниципальных районах Ленинградской области, достигает 1600 человек.

4. Интегрированным показателем результативности деятельности по реализации подпроекта является то, что 51,0 % поступивших в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2022 году выпускников школ Ленинградской области составляют студенты, которые будучи школьниками, использовали консолидированный ресурс Центра образования «Кудрово» - СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в качестве дополнительного для подготовки к поступлению в вуз (прогнозируемый показатель подпроекта – не менее 50,0%).

5. Системный результат совместной деятельности партнеров в рамках реализации подпроекта заключается в том, что к настоящему времени смоделирована такая педагогическая и организационная система, которая позволяет достичь равновесия интересов участников подготовки школьников, включая бизнес-партнеров, к продуктивному участию в научно-техническом прогрессе. Если в 2021 году мультипликативным проектным эффектом стала коллективно разработанная модель электромобиля «KudRover» в масштабе 1:8 (видеоролик размещен в сети – интернет по ссылке: https://youtu.be/AfTepc_w2LU), то в 2022 году школьниками и педагогами Хайтек-цеха ко Дню снятия блокады разработана модель автомобиля «Полуторка», ставшего символом преодоления Блокады Ленинграда (ссылка на видеоролик https://lentv24.ru/v-centre-obrazovaniya-kudrovo-skolniki-sozdali-maket-legendarnoi-polutorki.htm).

Инженерная подготовка школьников - участников Проекта позволяет им эффективно решать сложные инженерные задачи по созданию технических объектов в рамках проектной деятельности, что в полной мере отвечает целеполаганию.

Уровень сформированности инженерно-технологических компетенций школьников в условиях общеобразовательной школы высоко оценен Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Коллективу разработчиков инновационного способа макетирования при проведении дизайн-проектирования кузова электромобиля «KudRover» присвоен патент РФ за № 2733335 от 26.02.2020 г., а команда разработчиков самого электромобиля получила патент РФ № 2764857 от 22.02.21 на безопасный электромобиль будущего, который вошел в сборник "Лучшие изобретения в интересах ОАО "РЖД".

Активное использование ресурсов ЦО «Кудрово» - СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в условиях сетевого партнерства: школа-вуз – предприятие для целевой профессиональной ориентации школьников Ленинградской области на получение инженерно-технического и технологического образования на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», которая осуществляется, в том числе, с включением обучающихся в реализацию международных проектов.

Российско-индийский хакатон «Технологии Устойчивого Будущего//Building A Sustainable World» по робототехнике и интернету вещей на площадке Центра образования «Кудрово» для студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и школьников Ленинградской области в рамках программы «Приоритет – 2030». В хакатоне принимали участие школьники и студенты, как с индийской стороны, так и со стороны РФ, представленной Ленинградской областью (г. Кириши, г. Кудрово). общее число участников 75 человек. Соревнования проводились в течение 3-х дней (июнь 2022) для различных возрастных групп школьников: 10+ и 14+, а также отдельно для групп, сформированных из числа студентов.

Задачи для практических кейсов составлялись совместно сотрудниками СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и представителями индийской стороны. В открытии мероприятия принимали участие послы Индии в России и, соответственно, России в Индии в режиме онлайн с приветственными словами. В рамках приветствия была обозначена актуальность события ввиду значимости инженерно-технического и технологического образования будущего в современном мире, а также важность объединения усилий сторон по развитию данных направлений в контексте востребованности данных профессий в XXI веке.

Следует отметить позитивную дружественную обстановку в ходе проведения мероприятий и адекватное определение победителей, среди которых по одному первому месту в каждой возрастной группе и одна «ничья». По итогам победители были награждены соответствующими Сертификатами (Дипломами) и ценными подарками.

Материалы по российско-индийскому хакатону размещены по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/5IQTsgnoKKcW5A

Дальнейшие перспективы развития Проекта – последовательное расширение включенности школьников в аналоговое производство моделей автомобилей в рамках Детского инжинирингового центра на базе «Школы- технопарк „Кудрово“» (рис. 4), и такого направления, как беспилотный транспорт, который является приоритетным в деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках программы стратегического развития «Приоритет - 2030».

Напомним, что создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций является одной из целей нацпроекта "Образование".

thumb technopark1    thumb technopark2  thumb technopark3   thumb technopark4